Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Решаемвместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Полезные ссылки

МОУ "Гадалейская СОШ"

Национальный проект образования

     Рособрнадзор

ФИПИ

Комитет по  образованию администрации Тулунского муниципального образования

ГОСУСЛУГИ

Иркутская область

    Сайт администрации Тулунского района

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Навигатор сайта

Поиск по сайту

Кто на сайте

Сейчас на сайте 28 гостей и нет пользователей

Единая методика социально-психологического тестирования обучающихся

 

На основании письма Министерства просвещения Российской Федерации от 03.07.2019г № 07-4416, поручения Государственного антинаркотического комитета (далее – ГАК; протокол ГАК от 11.12.2017г № 35) в 2019 году во всех образовательных организациях Российской Федерации вводится Единая методика социально-психологического тестирования обучающихся (далее ЕМ СПТ), разработанная и подготовленная к внедрению Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации.

В основу ЕМ СПТ положен методический комплекс для выявления вероятностных предикторов возможного вовлечения школьников в зависимое поведение, разработанный в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2015г и доработанный сотрудниками ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей».

ЕМ СПТ прошла апробацию в течение 2018-2019 учебного года, количество обучающихся, принявших участие в апробации составило более 300 тысяч человек.

В соответствии с пунктом 2.7. Протокола ГАК от 24.12.2018г № 39, органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования, рекомендовано обеспечить проведение социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в образовательных организациях, в 2019-2020 учебном году с использованием ЕМ СПТ.

Цель тестирования - раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ определена Федеральным законом от 07.06.2013 N120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (далее – Федеральный закон 120-ФЗ).

ЕМ СПТ предназначена для выявления латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста. Данная методика осуществляет оценку вероятности вовлечения в аддиктивное поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, воздействующих на обследуемых. Выявляет повышенную и незначительную вероятность вовлечения в зависимое поведение.

Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования проводить в два этапа:

I. Социально-психологическое тестирование.

II. Профилактические медицинские осмотры

Методика является опросником и состоит из набора утверждений. Методика предназначена для выявления латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста. Осуществляет оценку вероятности вовлечения в аддиктивное поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, воздействующих на обследуемых. Выявляет повышенную и незначительную вероятность вовлечения в зависимое поведение.

ЕМ СПТ применяется для тестирования лиц подросткового и юношеского возраста старше 13 лет. Методика представлена в трех формах:

Форма «А-110» содержит 110 утверждений, для тестирования обучающихся 7 – 9 классов.

Форма «В-140» содержит 140 утверждений для тестирования обучающихся 10 – 11 классов.

Форма «С-140» содержит 140 утверждений для тестирования студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

В случае, если на момент тестирования респондент обучается в 7 классе и не достиг возраста 13 лет, но не младше 12 летнего возраста, то этому подростку и его родителям/законным представителям предлагается принять участие в ЕМ СПТ вместе со всеми.

Данные, полученные с помощью методики, позволяют оказывать обучающимся своевременную адресную психолого-педагогическую помощь. На основании результатов методики для обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение рекомендуется разрабатывать индивидуальные или групповые профилактические программы.

Перечень исследуемых показателей

Факторы рискасоциально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение.

Качества и условия, регулирующие взаимоотношения личности и социума:

  • Потребность в одобрении– это желание получать позитивный отклик в ответ на свое поведение. В гипертрофированном виде переходит в неразборчивое стремление угождать и нравиться всем подряд, лгать, создавать о себе преувеличенно хорошее мнение с целью быть принятым (понравиться).
  • Подверженность влиянию группы- повышенная восприимчивость воздействию группы или ее членов, приводящая к подчинению группе, готовности изменить свое поведение и установки.
  • Принятие асоциальных установок социума– согласие, убежденность в приемлемости для себя отрицательных примеров поведения, распространенных в маргинальной части общества. В частности, оправдание своих социально неодобряемых поступков идеализированными и героизированными примерами поведения, достойного порицания.
  • Наркопотребление в социальном окружениираспространенность наркопотребляющих среди знакомых и близких, создающая опасность приобщения к наркотикам и формирования референтной группы из наркопотребляющих.

Качества, влияющие на индивидуальные особенности поведения:

  • Склонность к риску (опасности)- предпочтение действий и ситуаций, выбор вариантов альтернатив, сопряженных с большой вероятностью потери.
  • Импульсивность- устойчивая склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.
  • Тревожность - предрасположенность воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие, приводящая к плохому настроению, мрачным предчувствиям, беспокойству.
  • Фрустрация(от лат. «frustration» – обман, расстройство, разрушение планов) – психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью реализации намерений и удовлетворения потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели.

Факторы защиты(протективные факторы) – обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска.

  • Принятие родителямиоценочное поведение родителей, формирующее ощущение нужности и любимости у ребенка.
  • Принятие одноклассникамиоценочное поведение сверстников, формирующее у учащегося чувство принадлежности к группе и причастности.
  • Социальная активностьактивная жизненная позиция, выражающаяся в стремлении влиять на свою жизнь и окружающие условия.
  • Самоконтроль поведения– сознательная активность по управлению своими поступками, в соответствии с убеждениями и принципами.
  • Самоэффективность(self-efficacy) – уверенность в своих силах достигать поставленные цели, даже если это потребует больших физических и эмоциональных затрат. Термин введен А. Бандурой и представляет собой один из центральных компонентов его социально-когнитивной теории.

Принципы построения методики

Научность.Все результаты и выводы, получаемые с помощью методики, формируются на основе научных подходов и подтверждаются статистическими методами обработки данных.

Конфиденциальность.Каждому обучающемуся, принимающему участие в тестировании, присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных. Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий хранится в образовательной организации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2007 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Добровольность.Тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании (далее – информированное согласие). Тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителяобучающихся.

Достоверность.В методике используется трехступенчатый алгоритм селекции недостоверных ответов, что позволяет исключить результаты обучающихся, отвечающих на вопросы не откровенно или формально.

Принцип развития.По итогам использования методики в образовательных организациях субъектов Российской Федерации не исключаются уточнения и изменения в перечне исследуемых показателей и алгоритмах обработки результатов.

Принцип единообразия проведения.С целью получения достоверных сопоставимых результатов процедура проведения методики должна соответствовать единому стандарту проведения.

Организация социально-психологического тестирования особых категорий обучающихся (с особыми образовательными потребностями, детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей)

В соответствии со статьей 53.4Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» освобождение особых категорий обучающихся (с особыми образовательными потребностями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) не предусмотрено.

При получении добровольных информированных согласий родителей (законных представителей) обучающихся, не достигших 15 лет, и добровольных информированных согласий обучающихся старше 15-лет, социально-психологическое тестирование может проводиться в отношении обучающихся, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы, реализуемые для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.

При проведении социально-психологического тестирования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях снижения психологического напряжения и предотвращения психотравмирующих ситуаций, разработан Вариант «7-9 сироты», «10-11 сироты», «Студенты сироты» и каждая категория имеют свою систему тестирования (А110,В140,С140).